7 октября 2017 года исполняется 50 лет со дня пуска первого агрегата Вилюйской ГЭС.
Для высокопроизводительных обогатительных фабрик, в частности для фабрики № 3, которая строилась в Мирном, необходима была настоящая электростанция. В августе 1958 г. Министерство строительства электростанций СССР приняло решение о строительстве Вилюйской ГЭС.
Эрбэйкский створ был определен как место строительства будущей плотины через Вилюй. Возведение гидроэлектростанции было поручено Управлению строительства Вилюйской ГЭС, или сокращенно «Вилюйгэсстрой». Руководил управлением легендарный Евгений Никанорович Батенчук, который после Великой Отечественной войны строил Краснополянскую ГЭС под Сочи, Иркутскую ГЭС, а в 1958 г. был назначен начальником «Вилюйгэсстроя».
Весной 1959 г. из Мухтуи, ставшей временной базой «Вилюйгэсстроя», были заброшены первые десанты на площадку будущей электростанции. Плотники срубили первые бревенчатые домики, положив начало поселку гидростроителей. В 1960 г. поселок был назван Чернышевским в честь революционного демократа Н.Г. Чернышевского, отбывавшего при царизме ссылку в Вилюйске.
В феврале 1963 г. начался решающий этап строительства Вилюйской ГЭС. По проекту суммарная мощность первой и второй очередей Вилюйской ГЭС должна была составить 616 тыс. кВт. Это было больше, чем вырабатывал Днепрогэс, самая знаменитая стройка периода индустриализации. Однако по меркам гигантских гидроэлектростанций, которые возводились в 50-е и 60-е годы, Вилюйская ГЭС выглядела скромно. Ее уникальность заключалась в том, что она строилась на вечной мерзлоте. Путь Вилюю должна была преградить плотина семидесятиметровой высоты.
Проектное задание для стройки разработал московский институт «Гидропроект» им. С.Я. Жука. С 1960 г. все дальнейшее проектирование было поручено Ленинградскому филиалу этого института. В проекте Вилюйской ГЭС было много новаторского, смелого, впервые внедренного в отечественной и мировой практике. Вместе с тем были допущены и серьезные просчеты, вызванные недостаточной изученностью вечной мерзлоты и незнанием условий Западной Якутии. Из-за отдаленности стройки и высоких транспортных расходов на доставку строительных материалов было принято решение максимально сократить применение бетона. В конечном же итоге было уложено в пять с лишним раз больше запланированного – 348 тыс. кубометров бетона.
Ритм стройки во многом подстраивался под своенравный характер Вилюя. Самая сложная часть работы – сооружения русловой части цементационной галереи пришлась на весну 1964 г. Главному инженеру «Вилюйгэсстроя» Г.Ф. Биянову особенно ярко запомнился эпизод затопления котлована после цементации: «И вот три мощных бульдозера дружно врезаются в перемычку, создают в ней проран, и вода устремляется в котлован. Так началось его затопление. В Вилюе вода прибывала, и примерно через час она начала переливаться через перемычку по всей ее четырехсотметровой длине, а еще через несколько минут котлован был полностью затоплен, цементационная галерея скрылась под водой. Вилюй пошел через нее. Усталые, но счастливые строители медленно покидали берег. Эта победа далась нелегко».
Следующим этапом было перекрытие реки. В результате тщательного анализа возможностей «Вилюйгэсстроя», теоретических исследований и проверки на модели в лаборатории гидравлики Московского энергетического института было принято предложение руководства стройки о перекрытии русла реки непосредственно в створе основной призмы плотины.
Перекрытие было назначено на 31 октября 1964 г. На берегу собралось множество народа. В центре стоял Е.Н. Батенчук. В час дня он скомандовал в микрофон: «Начать перекрытие». Вереница из 98 доверху загруженных самосвалов подтянулась к прорану. Первой подошла машина, за баранкой которой сидел ветеран стройки М.П. Титков. Камень с надписью «Покорись, Вилюй!» был сброшен в темно-коричневую бурлящую воду. Самосвалы один за другим поднимали кузовы, освобождались от тяжелого груза и уходили за новым, а мощный бульдозер сталкивал с берега в реку двадцатипятитонные диабазовые глыбы. Через три часа правый и левый берега Вилюя соединились.
Гидростроители были полны решимости обеспечить пуск первого агрегата Вилюйской ГЭС в 1966 г. Но ударили жестокие морозы под –60. Стало ясно, что намеченные работы выполнить не удастся. Пуск первого агрегата Вилюйской ГЭС был перенесен с 1966 на 1967 год.
7 октября 1967 г. поселок Чернышевский принимал гостей, приехавших на торжественный пуск. В 10 часов 30 минут была разрезана красная ленточка на пульте управления, и первая турбина Вилюйской ГЭС дала ток. Начальник «Вилюйгэсстроя» Е.Н. Батенчук вручил символический ключ от станции ее директору Б.А. Медведеву. Дирекция строящейся ГЭС была сформирована давно, а к началу 1967 г. были набраны основные кадры эксплутационников. Медведев вспоминал о пуске первого агрегата: «Это был большой и яркий праздник. Но всякий праздник кончается, а после него-то и началось испытание нашего коллектива. Чего греха таить, был и у нас период, когда механизмы ГЭС оказывались сильнее нас и командовали нами. И бытовали выражения: «турбина не пускается», «компрессор не идет», «клапан не регулируется» и тому подобные. Но наш коллектив с честью вышел из этого испытания».
В ноябре 1967 г. был введен в эксплуатацию второй гидроагрегат. Старший прораб И.И. Кошуба, двадцать лет занимавшийся наладкой турбин на различных гидроэлектростанциях, рассказывал: «Машину мы ввели в строй в невиданно короткий срок. Ввели, несмотря на непредвиденную задержку. Наши бригады учли все пожелания дирекции ГЭС, решили ряд конструктивных вопросов. Никогда мне еще не приходилось видеть такой ударной работы». В сентябре 1968 г. был поставлен под нагрузку третий агрегат, а в декабре того же года – последний четвертый. Таким образом, первая очередь Вилюйской ГЭС мощностью 308 мВт вступила в строй.
В 1970 г. энергия Вилюйской ГЭС пришла в Айхал. Была построена воздушная линия электропередачи ВЛ-220 Вилюйская ГЭС–Айхал, и включена главная понизительная подстанция. В тот же период электроэнергия Вилюйской ГЭС была получена на прииске «Удачный». В августе 1970 г. по временной схеме на напряжении 110 кВт была включена подстанция на фабрике № 11. Была завершена централизация электроснабжения всего алмазодобывающего района.
Ввод в эксплуатацию пускового комплекса фабрики № 12 в феврале 1976 г. запомнился энергетикам и электромонтажникам не меньше, чем строителям и обогатителям. Лэповцы работали наверху на опорах в страшные пятидесятиградусные морозы. Среди тех, чьим героическим трудом был обеспечен пуск фабрики, можно назвать Ю.М. Глазова, В.А. Зверева, П.А. Вишнякова, В.А. Мутовкина, В.И. Мартынчука, А.П. Жукова и др. К пуску второй очереди фабрики № 12 ЛЭП Айхал–Удачная была переведена на напряжение 220 кВт. Серьезной технической проблемой стал запуск девятиметровых мельниц с синхронными электродвигателями мощностью 4000 кВт. Поначалу казалось, что эти махины, изготовленные Сызранским заводом, вообще не удастся запустить. Тем не менее, эта задача была решена с привлечением специалистов ряда министерств и ведомств. Для первого пуска мельницы был выделен отдельный генератор Вилюйской ГЭС и высоковольтная линия от станции до Удачного.
К этому времени на Вилюйской ГЭС работали уже восемь гидроагрегатов: четыре агрегата первой очереди и четыре – второй очереди, возведенной на противоположном берегу Вилюя. Строительство второй очереди Вилюйской ГЭС также потребовало немало сил и средств, но, поскольку плотина была уже готова, сроки ввода в действие второй очереди оказались значительно короче. Вторая очередь была построена в 1974–1976 гг. Последний из четырех гидроагрегатов второй очереди был запущен в декабре 1976 г. Суммарная мощность восьми гидроагрегатов составляла 680 мВт. В год Вилюйская ГЭС вырабатывала электроэнергии до 3 млн кВт в час.
Электроэнергия была нужна не только для промышленных предприятий. Проектом Вилюйской ГЭС было предусмотрено использование для теплоснабжения до двух третей всей вырабатываемой энергии. В.П. Жуковский, являвшийся главным энергетиком объединения «Якуталмаз» и АК «АЛРОСА» в 1969–2000 гг., вспоминал: «Наличие свободной электрической мощности в системе определило возможность широкого использования дешевой энергии ГЭС для целей отопления. В 1970–1980 гг. в Мирнинском районе была реализована большая программа по переводу на электротеплоснабжение города Мирного, поселков Айхал и Арылах (совхоз «Новый»), строительству электрокотельных в Удачном. Масштабы использования электроэнергии для целей теплоснабжения – более одного миллиарда кВт-час в год – сделали Мирнинский район Якутии одним из передовых в этой области среди других регионов страны».
Подготовлено пресс-службой МО «Город Удачный»
по материалам книг из серии «Библиотека алмазника»
Е. Н. Батенчук – начальник «Вилюйгэсстроя» (1964 г.)
Вилюйская ГЭС (1967 г.)
50 лет Каскаду Вилюйских ГЭС (2017 г.)
Добавить комментарий