В республике почти 58 тыс. граждан с ограниченными возможностями, среди них более 6 тыс. детей. Органами прокуратуры республики по заявлениям данной категории граждан и их законных представителей проводится работа по защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, в т.ч. в судебном порядке.
Прокурорами в судебном порядке защищаются нарушенные права инвалидов на социальную защиту, предоставление жилья, доступную среду, охрану здоровья, лекарственное обеспечение, обеспечение техническими средствами реабилитации, устраняются нарушения прав граждан, проживающих в учреждениях социальной защиты.
Так, например, комиссией по вопросам предоставления социальных выплат на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, принято решение об исключении гр. К., являющегося инвалидом 3 группы, из республиканского реестра ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 01.01.2005. В обоснование решения комиссии указано — обеспеченность жилым помещением в размере, равном учётной норме жилой площади, непризнание жилого помещения не пригодным для проживания. Вместе с тем, в ходе проверки прокуратурой Ленского района установлено, что многоквартирный дом, в котором проживает инвалид, в 2014 году признан аварийным, подлежащим сносу в связи с последствиями стихийных бедствий – наводнений произошедших в 1998 и 2001 гг., что привело к ухудшению эксплуатационных характеристик, снижению уровня надежности здания и увеличению его износа. Таким образом, у комиссии не было правовых оснований для принятия решения об исключении инвалида из республиканского реестра, нарушено право гражданина на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья, предусмотренное ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Прокуратурой района в суд направлен иск о восстановлении гр. К в республиканском реестре ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 01.01.2005. Решением суда исковые требования прокуратуры Ленского района удовлетворены.
Значительное число исков предъявлено прокурорами по вопросам обеспечения инфраструктуры доступа инвалидов к социальным учреждениям.
Согласно требованиям ст. 15 Федерального закона от 14.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями.
Вопреки указанным требованиям не во всех социальных учреждениях созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (медицинским, фармацевтическим, образовательным организациям, учреждениям культуры, медико-социальной экспертизы и др.).
Так, например, по аналогичным требованиям прокурора Усть-Алданского района суд удовлетворил административные исковые заявления и обязал Центральную районную больницу и центры культурного досуга района создать условия маломобильным гражданам — обеспечить беспрепятственный доступ в их здания.
На поднадзорной прокуратуре г. Удачный территории неоднократно вносились представления об устранении аналогичных нарушений, по результатам рассмотрения которых доводы прокурора были признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению, в связи с чем различными организациями приняты меры по обеспечению условий маломобильным группам населения.
Имели место акты прокурорского реагирования как представления так и иски прокуроров об обеспечении доступа к информации лицам с ограниченными возможностями по зрению.
Так, прокуратурой города Удачный установлено, что интернет — сайт ГБУ РС (Я) «Удачнинская городская больница», «ГБУ РС(Я) «Айхальская городская больница», а также официальный сайт муниципального образования «Поселок Айхал» не был доступен для инвалидов по зрению. По указанным основаниям прокуратурой города были внесены представления с требованиями приведения официальных сайтов в соответствие с требованиями Национального стандарта РФ «Интернет-ресурсы. Требования доступности инвалидов по зрению. ГОСТ Р 52872-2012», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012г. № 1789-ст, а именно установить «версию для слабовидящих». По результатам рассмотрения представлений доводы прокуратуры города Удачный были признаны обоснованными, в связи с чем были приняты меры по устранению выявленных нарушений.
Достаточно часто права граждан нарушаются в результате принятия незаконных нормативных актов. Так, прокуратурой Республики Саха (Якутия) в ходе проверки законности положений постановления Правительства РС (Я) от 25.05.2006 № 218 (в ред. от 13.10.2014) «О нормативных расходах на содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, физической культуры и спорта, получающих финансирование из государственного бюджета Республики Саха (Якутия)» было установлено, что по отдельным позициям (макаронные изделия, крупы, бобовые, соки, фрукты сушёные, мясо, птица, сметана, масло сливочное, чай) утверждённые постановлением нормы обеспеченности питанием учреждений социального обслуживания (в разделе «дома–интернаты для престарелых и инвалидов, Центры реабилитации инвалидов и ветеранов») занижены по сравнению с федеральными нормативами, а по некоторым позициям (колбасные изделия, сыр, кофе, дрожжи, а также томатная паста, шиповник, желатин, смесь белковая композитная сухая, витаминно-минеральные комплексы, поливитамины) на региональном уровне нормативы вообще не приняты. Решением Верховного суда РС (Я) от 20.04.2017 административное исковое заявление прокурора о признании названных положений постановления противоречащими федеральному законодательству и недействующими удовлетворено. Дело находится по апелляционной жалобе в Верховном Суде Российской Федерации.
Кроме того, в настоящее время прокуратурой г.Якутска инициированы исковые заявления в интересах престарелых и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях (домах-интернатах), о неправомерности удержания учреждением платы за социальное обслуживание. Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что размер удерживаемых с начисленной пенсии денежных средств превышал 75 % от предельной величины среднедушевого дохода, установленного на соответствующий квартал. В этой связи прокурором оспорены положения договоров, заключённых между учреждением и гражданами, проживающими в домах-интернатах, и заявлены требования о взыскании с учреждения в пользу граждан неправомерно удержанных средств за оказание социальных услуг.
В связи с необеспечением лекарствами, включёнными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, прокурор города Нерюнгри в интересах гражданина К. обратился в суд с иском к ГБУ РС(Я) «Нерюнгринская центральная районная больница» о взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата и компенсации морального вреда. Требования прокурора судом удовлетворены.
К сожалению, противоположным образом складывается практика оспаривания прокурором актов медико-социальной экспертизы в части непризнания гражданина инвалидом и возложения обязанности установить группу инвалидности. Суды отказывают в удовлетворении требований. Позиция судов заключается в том, что решения об установлении группы инвалидности и степени способности к трудовой деятельности приняты уполномоченными органами в установленном порядке на основании непосредственного осмотра лиц и исследования представленных медицинских документов с учётом комплексной оценки состояния организма относительно установленных нормативными актами критериев оценки. В указанной связи и в соответствии с главой 6 Правил признания лица инвалидом, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95, в случае несогласия с решением бюро медико-социальной экспертизы района (города) до обращения в органы прокуратуры следует обжаловать действия в главное бюро медико-социальной экспертизы Республики Саха (Якутия), а затем в Федеральное бюро.
В заключение хотелось бы ещё раз разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ и ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов, в т.ч. возникающих из публичных правоотношений, такое заявление может быть подано в его интересах прокурором. В указанных целях необходимо обращаться к прокурору соответствующего района по месту жительства.
Прокуратура г. Удачный
Добавить комментарий