Глава Мирнинского района Ришат ЮЗМУХАМЕТОВ – не только о пандемии, но и об экономике, развитии района и многом другом.

Интервью главы Мирнинского района Ришата Юзмухаметова газете «Мирнинский рабочий»

 

 Коронавирус и ответственность

 Как Вы оцениваете текущую ситуацию с коронавирусом? Как Вы считаете, Мирнинский район с ним справляется?

— В целом мы пережили три стадии борьбы с коронавирусом. С 18 марта, как и по всей Якутии, у нас был введен режим повышенной готовности, а с 8 апреля – полной самоизоляции. На том этапе инфекция могла появиться у нас только завозным путем, поэтому мы сконцентрировались на том, чтобы не дать вирусу проникнуть на территорию Мирнинского района. Оба аэропорта, Мирный и Полярный, были взяты под контроль, в каждом из них прилетающим пассажирам замеряли температуру, заполняли анкеты, собирали контактные данные. Чтобы гарантировать отсутствие вируса, инкубационный период которого составляет две недели, люди направлялись на самоизоляцию, либо, если им негде разместиться, в подготовленные для этой цели обсерваторы. Параллельно шла активная подготовка медицинских учреждений к возможной борьбе с заболеванием. Здесь большое спасибо компании АЛРОСА, которая помогла закупить оборудование, СИЗы, систему тестирования, на которой к сегодняшнему дню проведено уже более 32 тыс. тестов – то есть, охвачен каждый третий житель района.

На втором этапе случилось то, чего мы и боялись – заболеваемость на вахтовых предприятиях. В частности, в Мирнинскую ЦРБ привезли для лечения 23 вахтовика с нефтегазовых предприятий с коронавирусом. Это стало для наших медиков серьезным испытанием, настоящим «боевым крещением», потому что они впервые столкнулись с большим количеством больных и со всеми тяжелыми проявлениями вируса. Но в то же время это позволило отработать все протоколы лечения, набраться необходимого опыта. Без этого опыта сейчас было бы гораздо тяжелее.

— Часть жителей Мирного негативно отнеслась к тому, что в город привезли «чужих» заболевших, поскольку опасалась, что от них вирус распространится на горожан. Это Вы принимали это решение?

— Нет, решение принимал главный оперативный штаб по Якутии, прежде всего, потому, что в больнице Ленска не было мест, и в целом Мирнинская ЦРБ была очень хорошо подготовлена для лечения больных. Но я это решение полностью разделяю с человеческой точки зрения: нельзя было оставлять людей погибать просто потому, что они не приписаны к нашим больницам. Думаю, любой человек, который высказывался против, сам не хотел бы, чтобы ему в такой ситуации отказали в лечении. Что же касается возможных опасностей, были приняты все меры предосторожности, и мы не зафиксировали ни одного случая передачи коронавируса от этих вахтовиков к другим людям. Сейчас инфекция распространяется, но они не имеют к этому никакого отношения.

— Что происходит сейчас? Откуда пришел коронавирус и почему число больных растет?

— С мая пошли «завозные» случаи, прежде всего среди работников торговых организаций. До конца локализовать их не удалось, и болезнь начала распространяться. Пути распространения сейчас самые что ни на есть бытовые – например, в магазинах, в местах скопления людей, в семьях. Здесь нужно отметить, что большую лепту в рост заболеваемости, к несчастью, вносят сами жители Мирного. Несмотря на обращения и уговоры, люди не соблюдают меры безопасности. Например, мы вели мониторинг соблюдения самоизоляции, и с середины апреля за два месяца было выявлено 388 случаев нарушения этого режима. Что уж говорить про маски и соблюдение социальной дистанции…

 — Как Вы думаете, почему у людей такое отношение?

— По разным причинам. Я для себя делю на три группы. Первая – люди, которые правильно все восприняли и ответственно соблюдают все рекомендации. Таких, к моей огромной радости, много. Особенно я благодарен за это людям в возрасте, потому что знаю, что во многих регионах очень часты случаи, когда болеют пенсионеры. У нас, к счастью, пока мало случаев заболевания среди людей 65+.

Вторая группа – «отрицатели», как их называют, ковид-диссиденты. Кто-то из них вообще не верит в существование коронавируса, считают, что все это какой-то заговор. Кто-то верит, но думает, что угроза преувеличена, а на самом деле эта болезнь не страшнее обычной простуды. Я так скажу: часть этих людей, которые не считали коронавирус опасным, в итоге сами заболели, и уже в больнице изменили свое мнение, такие случаи я видел сам.

И есть третья группа – люди, которые просто не относятся к этому серьёзно. Это, наверное, наша черта характера: надеяться либо на авось, либо на то, что все необходимое сделает кто-то другой. Были, например, люди, которые горячо требовали закрыть город для въезда, но сами при этом не носили маски. Это говорит об инфантилизме, о безответственности. Ну если тебя себя не жалко, пожалей хотя бы других людей, своих близких, соседей, коллег. Они-то почему должны пострадать из-за того, что ты маску не надел? Сейчас закрылся рудник «Интернациональный», где заболели несколько человек. В АЛРОСА отреагировали быстро, сразу остановили работу, чтобы не допустить тяжелых ситуаций, которые мы видели на других предприятиях, проводят тестирование у всех работников. Но дальше все зависит исключительно от самих людей. Будут ли они сидеть дома на самоизоляции или отправятся гулять по городу, будут ли носить маски, чтобы оградить других от возможной опасности. Бороться с этим бесполезно, рядом с каждым человеком не поставишь проверяющего – остается только надеяться на гражданскую сознательность.

О жизни после пандемии

— Рано или поздно пандемия закончится. Какие первоочередные экономические и социальные задачи встанут перед районом?

— Завершения пандемии мы, конечно, ждём с нетерпением. Что касается последующих шагов, в первую очередь нужно будет «перезапустить» все социальные, спортивные, культурные объекты, которые сейчас закрыты. Одна из проблем, и возможно в том числе в этом коренится, скажем так, рисковое поведение, в том, что людям банально скучно. Как и во всем мире, коронавирус отобрал у жителей района возможности заниматься спортом, творчеством, посещать мероприятия. Жизнь у многих свелась к квартире, телевизору и экрану смартфона. Это были вынужденные меры, понятно, что без них нельзя, но я просто уверен, что жизнь людей станет лучше, и общая напряженность снизится, как только люди снова получат эти возможности самореализации, конструктивного и активного отдыха.

Нельзя забывать и о том, что у нас впереди государственные экзамены, которые мы должны организовать и провести на высоком уровне. Дети прикладывали усилия, учились, от этого зависит их будущее, и мы со своей стороны должны сделать все, чтобы эта ситуация на них никак не отразилась негативным образом.

И, конечно, уже сейчас мы думаем о зиме, о подготовке к отопительному периоду. Нужно максимально качественно проверить все системы, обеспечить завоз топлива и материалов. Это крайне важно для населения, всё же климат у нас требует отопления девять месяцев в году.

— Из-за коронавируса вся страна столкнулась с экономическим кризисом. Наверное, Мирнинский район – не исключение? Насколько кризис повлияет на бюджет района и выполнение обязательств?

— Да, мы, как и все, ощутили на себе это влияние. Доходная часть бюджета определенно сократится – мы видим снижение, например, по налогам на доходы. Кроме того, понятно, что со стороны АЛРОСА за I полугодие 2020 года дивиденды будут значительно меньше, чем обычно. Соответственно, урезаются и расходы, только на последней сессии мы оптимизировали расходную статью на 138 млн рублей. Но я могу заверить, что никакие социальные гарантии это сокращение не затронет – обеспечение школ и больниц, пенсии, зарплаты – все будет выполнено в полном объеме.

 — А крупные проекты, о которых говорилось в последние годы? Агрокластер, новый аэропорт – наверное, теперь они сдвинутся?

— Проект по агрокластеру развивается, все намеченные на этот год мероприятия мы выполним, сейчас для этого идёт реорганизация соответствующих переданных предприятий совхоза «Новый». Это важная инициатива по двум причинам: во-первых, это обеспечение района собственной сельскохозяйственной продукцией, а все мы знаем, что завозные продукты достаточно дороги из-за сложной логистики. Во-вторых, это рабочие места для местного населения.

Сдвинут на какое-то время проект строительства аэропорта – АЛРОСА сейчас также вынуждена искать способы оптимизации и концентрируется прежде всего на производственных инициативах. Но он в любом случае будет реализован, вопрос об отмене этого проекта не стоит.

Хочу также упомянуть три социально значимых объекта. Первый – это капитальный мост через реку Малая Ботуобуя, который свяжет Мирнинский и Сунтарский районы и будет работать круглогодично. Это первый шаг в масштабном проекте, который когда-нибудь позволит связать Якутск и Мирный круглогодичной дорогой с центральной частью России.

Второй – школа на 275 учащихся в пос. Алмазный. Дети там пока занимаются в деревянном здании, которому уже 50 лет.

И третий – строительство 71-квартирного дома в Мирном.

Все эти три проекта социально важны, являются частью наших обязательств перед жителями района. Мы эти обязательства выполним, все объекты в этом году будут введены.

 О развитии

 — Какие точки роста Вы видите для района, помимо крупных проектов недропользователей?

— Рост возможен в самых разных областях, главное – чтобы были люди, горящие желанием что-то развивать. Как раз агрокластер, я надеюсь, станет одной из таких точек роста, поскольку даст возможность развивать переработку сельскохозяйственной продукции. Большие надежды мы связываем с предпринимательством, которое во всем мире становится драйвером, даже когда это небольшой бизнес. Например, мы по-прежнему считаем, что есть потенциал для предпринимателей для организации сортировки и переработки ТБО.

В целом предпринимательская активность у нас сейчас в основном связана с торговлей, организацией питания. И эти сферы из-за кризиса переживают не лучшие времена. Мы со своей стороны стараемся содействовать: за период пандемии по заявкам предпринимателей выплачено более 600 тыс. рублей поддержки. Надеемся, что со временем этот кризис утихнет, и предприниматели увидят новые возможности, например, в сфере инфраструктуры, а также услуг. Это улучшит и качество жизни людей в районе.

Определенные надежды связываем с развитием медицины – есть понимание, что сейчас нам уделяется больше внимания со стороны региона, со стороны федерального центра. Думаю, что если мы получим поддержку, то получится заметно улучшить качество оказываемых населению услуг, поднять доверие людей к врачам.

 — Насколько сегодня жители района вообще обеспечены здравоохранением, школами, детскими садами? В целом по Якутии это достаточно актуальная проблема…

— С садиками и школами, к счастью, у нас такой проблемы нет. В детские сады сегодня практически нет очереди, и в целом они сейчас инфраструктурно достаточно развиты и оборудованы, в том числе благодаря АНО «Алмазик». По школам – к 1 сентября как раз откроем школу в Алмазном, и доступность образования у нас будет полной, а в перспективе, я думаю, у нас получится постепенно перевести детей с двухсменного обучения на одну смену.

Со здравоохранением чуть сложнее – оно доступно, но не везде есть достаточно современное оборудование, бывают вопросы к квалификации врачей. Знаю, что во всяком случае раньше многие предпочитали для диагностики уезжать в крупные города, например, в Новосибирск или Якутск. Мы работаем, вопрос с оборудованием постепенно решается, например, сейчас запускается компьютерный томограф в Мирном, то есть, для проведения томографии уже не нужно будет никуда ехать. Врачей тоже стараемся привлекать, создавать условия. Надеемся и на развитие частной медицины – чтобы расширить число доступных населению услуг, и чтобы, в том числе, была определенная конкуренция, которая будет подстегивать развитие и государственной медицины.

 — Какая сейчас в целом тенденция – люди уезжают из Мирнинского района или остаются жить в родных городах?

— Тенденция к оттоку есть, как и во всех маленьких городах, особенно молодежь уезжает учиться и потом остаётся в большом городе. Я считаю, что это нормально: человек имеет полное право быть там, где ему лучше, где он может реализоваться. Не все, например, видят себя в алмазодобыче, и понятно, что если сегодняшний абитуриент хочет стать финансистом, работником сферы IT, представителем творческой профессии, то у него будет гораздо больше возможностей «на материке», чем в Мирном. Это естественный процесс. Уезжают и уже взрослые люди, например, если получают предложение о работе в другом регионе, или просто потому, что у нас слишком суровый климат.

Но есть и обратная тенденция: много людей приезжает в Мирнинский район, и не только для работы в промышленности. Если я с такими людьми общаюсь, всегда спрашиваю, почему они сделали этот выбор. И каждый раз получаю одинаковый ответ: потому что здесь есть инфраструктура. Да, больших торговых центров нет, ночных клубов. Зато это маленькие тихие города, где нет суеты, нет пробок, смога, есть бассейны, кружки, секции, всё рядом, и есть определенная стабильность, понимание, что будет завтра. В этом плане моногорода дают определенные преимущества, особенно если моногород, как у нас, существует вокруг государственной компании. Да, у неё тоже могут быть кризисы, но все-таки маловероятно, что госкомпания обанкротится, решит закрыться или всех сократить. С социальной точки зрения это более стабильный и ответственный бизнес.

 

Евгения КОЗЕНКО,

Юлия ТУМАНОВА,

газета «Мирнинский рабочий»

Возврат к списку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Запросов: 119 | 0,339 сек
Память: 9.82MB
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика