Маркировка табака
В январе 2018 года в России был запущен эксперимент по маркировке табачной продукции. Оператор — Центр развития перспективных технологий (Оператор ЦРПТ), координацию осуществляет Минпромторг России. Табачная продукция маркируется в потребительской и групповой упаковках, также может маркироваться транспортная упаковка. На пачку и блок наносится двумерный код в формате Data Matrix, защищенный отечественными криптографическими технологиями.
В эксперименте приняли участие все крупные производители табачной продукции – Japan Tobacco International, Philip Morris International, British American Tobacco, Imperial Tobacco и другие. А также были проведены совместные работы с торговыми сетями, дистрибьюторами, розничными магазинами, разработчиками ПО, производителями кассовой техники, операторами фискальных данных и электронного документооборота.
Маркировка табачной продукции — постановление Роспотребнадзора
Маркировка табачных изделий «Честный ЗНАК»
Система обязательной маркировки «Честный ЗНАК» разработана для контроля нелегальной продукции и защиты прав потребителей.
В список товаров, которые подлежат обязательной маркировке, вошли табачные изделия. Согласно постановлению Правительства РФ №224, с 1 июля 2019 года запрещено производство немаркированных сигарет и папирос, и розничная продажа маркированной продукции без передачи сведений в систему маркировки. Розничная продажа немаркированных пачек сигарет разрешена до 1 июля 2020 года.
Любой потребитель сможет отсканировать код на своём смартфоне и проверить качество товара. Прозрачность системы, упорядоченность и соответствие регламенту – главные рычаги в борьбе с фальсификатом и контрабандой.
Этапы маркировки табачной продукции в России:
С 1 марта 2019 – начало обязательной регистрации товара в системе «Честный ЗНАК»;
С 1 июля 2019 – прекращение выпуска немаркированной табачной продукции;
С 1 июля 2020 – прекращение оборота немаркированной табачной продукции.
Какая табачная продукция подлежит маркировке?
С 1 июля 2020 года маркировка табачной продукции стала обязательной для всей товаропроводящей цепи. Это значит, что производители должны наносить на каждый товар уникальный DataMatrix код, предварительно занося продукцию в систему Честный ЗНАК. Оборот немаркированных сигарет и папирос запрещен. Компаниям разрешат домаркировать остатки до 1 декабря 2020 года.
К маркировке табака на этапе эксперимента подключились мировые корпорации Philip Morris, JTI, British American Tobacco, Империал Тобакко. Российские производители также поддержали проект Честный ЗНАК — в апреле 2018 в розничном магазине отпустили первую пачку сигарет с кодом DataMatrix.
По закону, на этапе эксперимента маркировались только сигареты с фильтром и без, папиросы.
С 1 июля 2020 года маркировка начала распространяться на оставшиеся табачные изделия. В список вошли табак для кальяна и курительных трубок, сигары, сигариллы. Пока допускается продажа немаркированных изделий, но к 1 июля 2021 года и они должны будут оснащены кодом DataMatrix в полном объеме.
Правила маркировки табачной продукции средствами идентификации
Как осуществляется маркировка табачных изделий?
Чтобы зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК», производителю, импортеру, оптовику или магазину необходимо заполнить заявку. Для регистрации понадобится оформить электронную подпись и установить соответствующее программное обеспечение.
Следующий шаг – нанесение кода DataMatrix. Это уникальный шифр, который гарантирует подлинность конкретной пачки сигарет и содержит необходимую информацию о производителе.
Продажа табачных изделий в розницу
Изменения коснутся розничной продажи, прежде всего – работы с документацией. Поставка маркированной табачной продукции будет сопровождаться универсальными передаточными документами (УПД). Система электронного документооборота (ЭДО) поможет определить соответствие кодов. Приемка продукции через ЭДО обязательна с 1 июля 2020 года.
Продавец сканирует код DataMatrix, касса направляет информацию оператору фискальных данных.
Считывать код на кассе можно даже без интернета. Для этого необходим сканер штрихкодов с поддержкой 2D-сканирования.
Ответственность производителя за ненадлежащую маркировку
Согласно ст. 15.12 КоАП, продажа, перевозка и производство табачной продукции без маркировки влечёт за собой штраф от 5 до 10 тысяч рублей (для предпринимателя). Для компании эти суммы будут выше – от 50 до 300 тысяч рублей. Также все немаркированные табачные изделия будут конфискованы.
Административная ответственность может перерасти в уголовную, если стоимость табачных товаров без маркировки превысит 1,5 миллионов рублей. Согласно ст. ч. 1 ст. 171.1 УК, виновному грозит лишение свободы до 3 лет со штрафом 80 тысяч рублей.
Маркировка обуви
Согласно распоряжению Правительства РФ от 28.04.18 № 792-р, маркировать нужно товары, которые обозначены определенными кодами. Под маркировку подпадает практически вся обувь, включая лечебную ортопедическую и спортивную.
Категории обуви, подлежащие маркировке
Группы обувных товаров, подлежащих обязательной маркировке, указаны в распоряжении правительства РФ 792-р от 28 апреля 2018 года. Определить категорию можно по кодам ОКПД2 и ТН ВЭД.
Ответственность за нарушение закона о маркировке товара
Статья 4.7 п. 54-ФЗ устанавливает отдельный реквизит кассового чека под названием «код товара», в котором, согласно Постановлению правительства №174 от 21 февраля 2019 года, необходимо указывать КИЗ конкретной пары обуви. Ответственность за нарушение этого постановления установлена частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа: для должностных лиц – от 1500 до 3000 руб., для юрлиц – от 5 до 10 тыс. руб.
Административная ответственность за реализацию немаркированной обуви установлена ст. 15.12 КоАП РФ:
• для физлиц – 2-4 тыс. руб.;
• для юрлиц – 50-300 тыс. руб.;
• для должностных лиц – 5–10 тыс. руб.
Федеральная служба по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Добавить комментарий