Распространенные в последнее время факты мошенничества с использованием интернет-технологий
Анализ преступности в сфере мошенничества показал, что из-за стремительного развития интернет-технологий и мобильных устройств его жертвами зачастую становятся не только пожилые люди, пенсионеры, которые составляют наиболее доверчивую и уязвимую категорию граждан, но и молодые люди, широко использующие в повседневной жизни современные технические устройства, гаджеты, онлайн – приложения к ним.
При этом, преступники с каждым годом не только совершенствуют методы своей работы, но и становятся все изобретательнее, следят за изменениями в законодательстве и стране, стараясь актуализировать и придать реалистичность своим легендам, придумывают новые способы воздействия на сознание граждан.
На территории России наиболее распространенными и уже известными случаями мошенничества являются звонки злоумышленников под видом работников call-центров банковских организаций, которые в ходе разговора задают вопросы о том, в каком отделении и когда клиент хочет закрыть счет. При этом они для большей убедительности говорят жертве, что банк уже получил от нее заявление с просьбой закрыть счет в финансовой организации. Когда же держатель банковской карты указывает, что не просил о данной услуге, то запускается ключевой механизм — мошенники тут же предлагают перевести деньги на якобы безопасный счет, утверждая, что клиент стал жертвой хакеров и может в любую минуту лишиться денежных средств, находящихся на счете. Но для того, чтобы спасти деньги, сотруднику банка нужна личная информация о счете клиента. Мошенник просит назвать реквизиты карты, ССV-код на ее обратной стороне и срок действия карты. Как только жертва называет эти данные, преступники тут же переводят деньги уже на свой счет.
В этом случае защитить владельца карты может простая осторожность. Не сообщайте данные карты, персональные данные и коды, присланные в смс, посторонним лицам. Не давайте никому доступ к вашей карте через онлайн-банкинг. В любых подозрительных ситуациях нужно звонить в банк, выдавший карту, по номеру, указанному на ее оборотной стороне.
Также в последнее время участились случаи обмана граждан мошенниками, представляющимися представителями брокерских контор. Как правило, они работают по следующей схеме:
Создают онлайн-платформы, на которых размещается лже-биржа, для торговли на которой требуется зарегистрироваться на данной платформе (создать личный кабинет) либо установить соответствующее программное обеспечение на свой гаджет, внести определенную сумму денег на указанный счет.
Затем в течение определенного периода времени вам предлагают заходить в свой личный кабинет, чтобы наблюдать за созданным счетом, средства на котором увеличиваются, и предлагают проводить новые более выгодные сделки, для чего необходимо вкладывать все большие и большие суммы средств, когда вы пожелаете воспользоваться прибылью, полученной от торговли, недобросовестный брокер предлагает внести последний денежный взнос для того, чтобы снять заработанные деньги со счета, для этого используются различные предлоги (конвертация валюты, невозможность снять имеющуюся сумму денежных средств ввиду ее нечетности и т.д.).
После внесения последнего взноса доступ в личный кабинет прекращается, номер телефона, по которому происходило общение с брокером становится недоступным.
Прежде чем вкладывать свои сбережения в игру на бирже стоит помнить следующее.
Инвестирование, предлагаемое на условиях брокерской компании — это всегда высоко – рискованная деятельность и брокерская компания даже с самой безупречной репутацией и высокой эффективностью никогда не пообещает своему потенциальному клиенту гарантированно высоких процентов от проведенных сделок.
Кроме того, брокерская деятельность подлежит обязательному лицензированию Банком России и прежде чем вступать в отношения с какой-либо брокерской конторой желательно ознакомиться с ее лицензией.
Также широкое распространение сегодня имеет мошенничество, связанное с онлайн-торговлей — с развитием технологий и ростом пользовательского спроса среди населения социальных сетей стремительно возросло количество онлайн-магазинов, предлагающих купить товар за цену, заметно ниже рыночных.
Зачастую данный товар является подделкой вещей, которые производятся известными брендами, более того случается, что онлайн-продавцы при получении предоплаты (оплаты в полном размере) не выполняют условия договора и вовсе не присылают никакого товара, а обманутому покупателю блокируют доступ на страницу социальной сети, на которой он был размещен.
В этом случае важно всегда помнить следующее — крупные торговые компании, как правило, не продают свою продукцию через социальные сети (Инстаграм, ВКонтакте, Одноклассники и т.д.), а используют данные платформы только в целях рекламы. Онлайн-продажа товаров такими компаниями осуществляется на отдельных официальных платформах (сайтах).
При покупке товара в интернете вас должно насторожить, если продавец просит внести предоплату, например, путем внесения денежных средств на некий виртуальный кошелек посредством терминала экспресс-оплаты. В большинстве случаев в течение нескольких дней «продавец» обещает вам скорую доставку товара, а потом бесследно исчезнет, заблокировав вам доступ к платформе, размещенной социальных сетях.
Если вы хотите купить товар по предоплате помните, что серьезные интернет-магазины не будут просить вас перечислить деньги на виртуальный кошелек или счет мобильного телефона. Поищите информацию о магазине в сети Интернет, посмотрите, как долго он находится на рынке. Если вы имеете дело с сайтом крупной или известной вам компании, убедитесь в правильности написания адреса ресурса в адресной строке вашего браузера.
Кроме того, страница серьезных брендированных магазинов в социальных сетях в подавляющем числе случаев проходят процедуру верификации, отметку об этом можно увидеть при посещении страницы онлайн – магазина в социальной сети.
Жертвой подобного рода мошеннических действий в августе этого года стала одна из жительниц города Удачного. Так, выбрав на одном из интернет-сайтов подходящий ей телевизор, позвонила по номеру мобильного телефона, указанного на странице компании в интернете, переговорив с человеком, представившимся менеджером фирмы, женщина перевела денежные средства через онлайн-приложение мобильный банк на указанный менеджером банковский счет.
По прошествии определенного времени, не получив товар, покупатель обнаружила отсутствие в интернете страницы компании, с которой она заключила договор.
По результатам заключенной онлайн-сделки жертва лишилась более 85 000 рублей.
Также в последние годы получило широкое распространение такое явление, как смс-рассылки или электронные письма с сообщениями о выигрыше денежных средств или других ценных призов. Для получения «выигрыша» злоумышленники обычно просят перевести на электронные счета определенную сумму денег, мотивируя это необходимостью уплаты налогов, таможенных пошлин, транспортных расходов и т.д. После получения денежных средств они перестают выходить на связь либо просят перевести дополнительные суммы на оформление выигрыша.
Победителям подобных лотерей стоит помнить, что выигрыш в лотерею влечет за собой налоговые обязательства, однако порядок их исполнения регламентирован действующим законодательством (Налоговым кодексом РФ), которым не предусмотрена оплата налогов посредством перевода денежных средств на электронные счета граждан и организаций или так называемые «электронные кошельки».
В начале 2020 года жертвой мошенников стал один из жителей города – ему на телефон в течение нескольких недель звонили неизвестные лица, представлявшиеся представителями компании, организующей розыгрыши денежных призов и оповестили его о том, что в результате розыгрыша лотереи он выиграл более 13 000 000 рублей и для получения выигрыша необходимо внести денежные средства.
Жертва мошенников, желая получить денежный приз, взял кредит в банке и в течение месяца осуществлял переводы денежных средств на банковскую карту мошенников, в результате чего лишился около 1 миллиона рублей.
Всего, на территории г. Удачного и п. Айхал только за 8 прошедших месяцев 2020 года жертвами мошенников стали 38 человек, которые в результате потери бдительности в общей сложности лишились более трех миллионов рублей.
Прокуратура призывает граждан не терять бдительность — при поступлении звонков с предложениями выгодных финансовых вложений, тщательно проверять услышанную информацию; не совершать в интернете необдуманные покупки товаров по заведомо заниженной цене; не переводить денежные средства на банковские карты, оформленные на имена не знакомых вам лиц.
Прокуратура г. Удачного
Добавить комментарий