Многие жители района обсуждая процесс тушения лесных пожаров обращают внимание на то, что в аэропорту Мирного базируется крупная группировка воздушных судов специального назначения, которая часто не принимает участия в тушении тайги.
Упреки авиаторам на фоне плотного задымления окрестностей Мирного кажутся справедливыми, однако причиной простоя «бешек» и противопожарных ИЛов является… как раз дым пожаров. Ведь Бе-200 и ИЛ-76П хоть и являются спецтехникой, но это все равно самолеты. Попробуем перевести правила полетов на общедоступный язык. Согласно действующему приказу Минтранса РФ, условия по правилам визуального полета (ВПВ) определяются в зависимости от характеристики района полетов и скорости. Если высота менее трехсот метров, то видимость земной и водной поверхности днем для самолета определена в два километра.
Вариантам термина «видимость» в Правилах посвящен целый раздел с формулами и схемами. Нам же важно понимать, что ниже разрешенных условий вылет невозможен. К примеру, в субботу два борта с пассажирами в Новосибирске и Красноярске ждали «окна» на Мирный более 7 часов. Причиной являлась малая видимость района посадки в условиях задымленности. А одна из авиакомпаний вообще отменила рейс, перенеся его на другой день.
Очень большая ответственность лежит на плечах командира воздушного судна (КВС). Это самый опытный пилот, имеющий право принятия решения. Согласно пункту 3.33.4 этих правил, КВС при «значениях ниже установленных» принимает «своевременное решение» о возврате на аэродром. Условия в которых летают специальные самолеты, как правило, далеки от идеальных. Сложность пилотирования связана и с тем, что полеты совершаются на предельно малых высотах. Бе-200ЧС обычно работает по очагу пожара с 50 метров. Это наиболее эффективная высота. Слив ИЛ-76П осуществляет примерно с тех же высот (50-100 м). Всем понятно, что из-за дыма ухудшается видимость, теряются ориентиры.
Такие условия требуют от летчиков большого внимания и точности в технике пилотирования. На таких высотах и на взятой скорости ошибки уже не поправишь. Особенно это важно при заборе воды из водоёма, когда пилоты Бе-200 должны четко просматривать его на всем участке приводнения. Да и для точного сброса воды, даже при работе авианаводчика «с земли», пилоты должны обладать снайперскими навыками – никакой автоматики здесь не предусмотрено. Нельзя просто лить воду, нужно сбрасывать ее точно на цель. Вот и получается, что мало просто получить мощный ресурс. Важно иметь возможность его использовать эффективно и безопасно. В данном случае спецтехника ждет нужную «розу ветров».
Как всегда большая часть работы по тушению тайги ложится на плечи «пехоты», обычных бойцов противопожарных подразделений, приданных сил и добровольцев. И они с задачей справляются достойно.
Пресс-служба Мирнинского района
Добавить комментарий