О Всемирном дне защиты прав потребителей в 2024 году

Ежегодно, 15 марта во всем мире празднуют День защиты прав потребителей. В России праздник отмечается с 1992 года. Тогда приняли закон «О защите прав потребителей», который и сегодня регулирует права и обязанности продавца и потребителя (покупателя). Цель праздника — обратить внимание людей на их права.

Традицией стало каждый год затрагивать определенную тему и освещать вопросы мирового потребления.

Девиз всемирного дня защиты прав потребителей в 2024 году: ««Fair and responsible Al for consumers. Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».

Искусственный интеллект (ИИ) — компьютерная программа, которая принимает и анализирует данные, а затем делает выводы на их основе. ИИ стал неотъемлемой частью цифрового мира, проникнув в большинство сфер жизни людей, оказав огромное влияние на развитие ключевых областей экономики, медицины и промышленности. Ранее те возможности, что, казалось бы, были доступны только профессиональным ученым, в современной жизни доступны каждому. На сегодняшний день искусственный интеллект ученые определяют, как алгоритмы, способные самообучаться, чтобы применять эти знания для достижения поставленных человеком целей.

В наше время искусственный интеллект (ИИ) становится все более распространенным и влиятельным. Технологии искусственного интеллекта прочно вошли в современную жизнь и продолжают менять ее. Он оказывает воздействие на все сферы жизни, включая сферу защиты прав потребителей. С каждым днем расширяется перечень цифровых услуг, создаются приложения, которые упрощают привычные операции: помогают получать финансовые услуги, записаться на прием к врачу, сделать покупки и т.д. Необязательно идти в отделение банка или почты, чтобы оплатить ЖКХ или открыть депозит в банке- теперь все это можно сделать в приложении. Развитие искусственного интеллекта имеет множество преимуществ, в то же время его применение может иметь серьезные последствия для безопасности потребителей, такие как распространение ложной информации, нарушение конфиденциальности, мошеннические действия (в частности взломы аккаунтов социальных сетях и мессенджерах, использование видео и голосовых сообщений для создания видео и аудиозаписей якобы от лица владельца аккаунта).

Искусственным интеллектом сейчас принято называть все, что способно решать нерутинные задачи на уровне, близком к человеческому, а иногда лучше и быстрее. В первую очередь распространено применение голосовых помощников, роботов ассистентов, чат-ботов. «Чат-боты могут не отличать правду от неправды и выдавать вымышленные факты за реальные, в результате чего потребители могут получить недостоверную информацию и сделать ошибочные выводы». Использование искусственного интеллекта, в том числе чат-ботов, несет некоторую опасность. Например, результаты генерации могут быть неточными или даже недостоверными.

Интеллект определен структурой умственных способностей человека, в свою очередь, искусственный интеллект (ИИ) до сего дня точного определения не имеет, лишь отнесен к отросли компьютерной науки, связанной с роботизацией процессов компьютера по непрерывному пополнение знаний и преобразование таковых в суждения, то есть умозаключения, схожие по своим свойствам, а в части превосходящие способности человека. Искусственный интеллект и без точного определения данность сегодняшних дней. При этом следует обратить внимание на невиданную скорость распространения областей применения ИИ. Следует сравнить ИИ с изобретением книгопечатного станка, но на его распространение потребовалось 50 лет, бот-чат может достичь 100 млн. пользователей за пару месяца. Однако, книгопечатный станок очевидных угроз для человечества никак не представлял, тогда как возможности и связанные с ними риски ИИ неизвестны самим разработчикам, соответственно неизвестны и последствия данного технологического прорыва.

Несмотря на множество преимуществ искусственного интеллекта, его применение может иметь серьезные последствия для безопасности потребителей, такие как распространение ложной информации и нарушение конфиденциальности. В настоящее время правовой статус искусственного интеллекта законодательно не определен и нет ясности, кто несет ответственность за создание и распространение недостоверной или неточной информации, попадающей в открытые источники при использовании искусственного интеллекта.

Быстро развивающийся и сложный характер цифровых услуг демонстрирует потребность в инновационных подходах к их регулированию, в основе которых лежит защита и расширение прав и возможностей потребителей, в том числе особое внимание должно быть ориентировано на потребности потребителей из уязвимых категорий.

В случае, если Продавец/Исполнитель в своей деятельности использует ресурсы искусственного интеллекта для предоставления потребителям информацию о своих товарах/Услугах, то такая информация должна быть достоверная. Общий перечень информации о товарах (работах, услугах), который в обязательном порядке должен быть доведен до потребителя, содержится в п. 2 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей». Кроме того, специальные перечни содержат иные нормативные акты, регулирующие отдельные виды отношений в сфере защиты прав потребителей.

В соответствии со ст. 12 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

Особым образом следует подходить к рекомендациям товаров и услуг, связанных с риском. Несмотря на то, что действующим законодательством как правило установлены специфические требования к реализации товаров и предоставлению услуг, связанных с риском, визуальное представление таких объектов рекомендаций следует сопровождать соответствующими предупреждениями, а также отражать в пользовательском соглашении границы ответственности сервиса и пользователя. Такие рекомендации могут быть актуальны для сервисов, которые дают рекомендации по рискованным инвестициям.

Защита прав потребителей во времена ИИ имеет свои особенности и требует дополнительной внимательности. Прозрачность и понятность алгоритмов ИИ, конфиденциальность данных потребителей и ответственность за негативные последствия — это три ключевых приоритета, которые должны быть учтены при разработке законодательства и правил, регулирующих использование ИИ в сфере защиты прав потребителей. Только тогда потребители могут быть уверены, что их права будут надлежащим образом защищены в цифровой эпохе.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников сети интернет.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Запросов: 114 | 0,287 сек
Память: 9.77MB
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика