Управление по борьбе с противоправным использованием информационно — коммуникационных технологий МВД по Республике Саха (Якутия) предупреждает о новой распространённой схеме IT-преступлений в Якутии!
Как мошенники взламывают доступ к личному кабинету Госуслуг
(уголовная ответственность по статье 272 Уголовного кодекса Российской Федерации — неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации):
1) гражданину поступает звонок от «лжесотрудника сотового оператора МТС, Мегафон, Билайн» с подменного абонентского номера, указанного на официальном сайте сотовых операторов популярных на территории Якутии;
2) злоумышленник сообщает, что срок действия договора с компанией сотового оператора истекает, в связи с чем, необходимо продлить или перезаключить договор на выгодных условиях, для этого предлагают сделать это дистанционно. Гражданин, будучи введённый в заблуждение, соглашается.
3) Затем злоумышленник для видом «продления договора о предоставлении сотовой связи» предлагает гражданину продиктовать смс-код, который отправляет последнему, чтобы якобы «подтвердить» процедуру продления договора. Гражданин ничего не подозревая диктует четырехзначный цифровой код. Однако, в действительности мошенник использует смс-код для смены пароля в личном кабинете Госуслуг. Таким образом, мошенник блокирует гражданину доступ к входу в личный кабинет.
4) Мошенник получает доступ к персональным данным в личном кабинете Госуслуг: сведения о паспортные гражданина РФ; СНИЛС; ИНН; абонентский номер; адрес электронной почты; данные банковской карты, привязанной к личному кабинету. После мошенник вносит следующие изменения: привязывает свои абонентский номер, адрес электронной почты к личному кабинету, чтобы в дальнейшем дистанционно от имени гражданина подать заявки на получение микрозаймов в микрокредитных организациях, а также кредитов в банках. Данные микрозаймы и кредиты могут быть получены в различных финансово-кредитных организациях, расположенных в разных регионах России.
5) После получения кредитов и микрозаймов мошенник используя ранее привязанную банковскую карту, принадлежащей «дропу», снимает денежные средства в банкомате.
В результате совершения противоправных действий гражданин обращается в полицию с заявлением о мошенничестве — хищении имущества путем обмана по статье 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Как гражданину самостоятельно проверить взломали ли его личный кабинет Госуслуг:
1) После смены пароля личного кабинета гражданин ничего не подозревает, пытается войти в свой личный кабинет, однако, вход заблокирован. После чего гражданин обращается в МФЦ, чтобы восстановить пароль, либо самостоятельно восстанавливает пароль с помощью ответа на «контрольный вопрос».
2) После восстановления пароля рекомендуется гражданину зайти в «профиль», где необходимо выбрать раздел «безопасность», далее выбрать «действие в системе», где будет отображаться информация о дате и времени входа в Госуслуги, а также IP-адрес устройства с которого осуществлялся вход, а также интернет соединение, предоставленное проводным провайдером или сотовым оператором.
3) При выборе раздела «межведомственные запросы» необходимо просмотреть категорию «мобильное приложение», в котором будет отображаться устройство с которого был осуществлен вход, например модель сотового телефона.
4) При выборе вкладки «учетная запись» отображаются Ф.И.О. держателя личного кабинета Госуслуг, абонентский номер, адрес электронной почты. Если действительно мошенники заблокировали вход личный кабинет гражданина, то есть сменили пароль входа, то будут отображаться новый абонентский номер мошенника и его новый электронный адрес. Мошенники после блокировки входа, изменяют пароль, привязывают к личному кабинету свой абонентский номер, свой адрес электронной почты.
5) Во вкладке «банковские карты и счета» будет отображаться соответствующая информация.
6) При выборе вкладки «документы и данные» будут отображаться личные документы со сведениями: паспорта гражданина РФ; номер СНИЛС; номер ИНН; адрес регистрации; свидетельства о рождении на детей; о заграничном паспорте; военном билете.
7) Также в Госуслугах можно увидеть был ли произведён вход в финасово-кредитную систему: микрокредитную организацию (например, «ЮMoney») или в банк.
Как вернуть похищенные деньги либо аннулировать финансовые обязательства:
Вы сразу задумались о том, кто будет возвращать полученные неправомерным путем микрозаймы и кредиты ?
Ответ: Если гражданин находится в неведении, что мошенники на него незаконно оформили микрозайм и кредит, то при обращении в полицию, он будет признан потерпевшим по ст. 272, ст. 159 УК РФ. В связи с чем, он будет обязан сам выплачивать микрозайм и кредит.
Однако, после того, как гражданин обратился в полицию с заявлением, ему рекомендуется написать со своей электронной почты письма в кредитно-финансовые организации с просьбой аннулировать его финансовые обязательства, поскольку от его имени мошенники отправили заявки и похитили денежные средства, при этом необходимо приложить копии следующих документов, подтверждающих, что Вы стали жертвой мошенников: 1. копию постановления о возбуждении уголовного дела, 2. копию постановления о признании Вас потерпевшим по данному уголовному делу. Копии данных документов можно получить у Вашего следователя.
Уважаемые якутяне, будьте бдительны! Не отвечайте на телефонные звонки неизвестных абонентов; не вступайте в переписку с неизвестными лицами; не сообщайте персональные данные; не диктуйте четырехзначный цифровой код из смс-сообщений; не привязывайте банковские карты к личному кабинету Госуслуг для сохранения личных сбережений.
УБК МВД по Республике Саха (Якутия) всегда на страже закона и защиты граждан!
Добавить комментарий