Верховный суд РС (Я) поставил точку по рассмотрению исковых заявлений по предоставлению 30% скидки по оплате коммунальных услуг многодетным семьям на территории Республики Саха (Якутия).
Статьей 2.2 Закона Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2008 г. «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)» установлено, что многодетная семья – семья, имеющая трех и более детей в возрасте до 18 лет.
В силу Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защиты, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законом, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации.
Более детально принципы организации органов государственной власти субъекта Российской Федерации нашли свое отражение в Федеральном законе от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Настоящим Законом закреплены принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий (подпункты «е», «ж» пункта статьи 1 Закона).
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, Конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты (пункт 4 статьи 1 Закона).
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных актов (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания, имеющих детей (многодетных семей, одиноких родителей), в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Из положения абзаца 3 части 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектов Российской Федерации (от имени субъекта РФ) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Приведенные выше нормы свидетельствуют, что вопросы социальной защиты многодетных семей находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), в связи с чем в Республике Саха (Якутия) принят Закон РС (Я) от 17 декабря 2008 года 643-3 №147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в РС (Я)», который определил категорию семей, относящихся к многодетным, а также установил меры социальной поддержки многодетных (имеющих в своем составе трех и более детей) семей (статья 17 Закона).
Данный правовой не предусматривает предоставление многодетным семьям скидки 30% от установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.
Статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип самостоятельности бюджетов, который означает недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходные обязательства, подлежащих к исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.
Проанализировав приведенные выше нормы, судебная коллегия пришла к выводу, что у судов не имеется законных оснований для возложения обязанности по предоставлению многодетным семьям льготы в виде скидки в размере не ниже 30% установленной платы за пользование коммунальными услугами.
Управляющие компании, ресурсоснабжающие организации являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, у которых отсутствуют необходимые финансовые и материальные средства на осуществление государственных полномочий, в том числе по предоставлению многодетным семьям скидки по оплате отопления, холодного водоснабжения, газа и электроэнергии. Данные предприятия не относятся к органам государственной власти, на них не лежит обязанность по оказанию социальной поддержки многодетным семьям и кроме того не реализуют государственные полномочия, предусмотренные законодательством.
Таким образом, судами правомерно были приняты решение об отказе в удовлетворении требований о возложении обязанностей на ресурсоснабжающие организации по предоставлению скидки по оплате коммунальных услуг.
Кроме того, следует отметить, что в настоящее время имеется механизм реализации государственных полномочий по предоставлению скидки по оплате коммунальных услуг, осуществляемой Службой адресных субсидий на ЖКУ, расположенный по адресу: г. Якутск, ул. Курашова, д.1/1.
При этом не каждая многодетная семья является получателем скидки. Предоставление льгот на оплату жилья и коммунальных услуг оформляется в Службе адресных субсидий на ЖКУ при условии, если плата за ЖКУ составляет более 20 % совокупного дохода семейного бюджета. Среднедушевой доход многодетной семьи определяется согласно Федеральному закону от 05.04.2003 г. №44-Фз «О порядке учета доходов и расчета для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». В соответствии со ст. 15 указанного Закона среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
И.о. прокурора г. Удачный Я.Н. Луганская
Добавить комментарий