Чем урегулирован порядок организации проведения публичного мероприятия?
Статьей 31 Конституции Российской Федерации за гражданами Российской Федерации закреплено право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Механизм реализации ст. 31 Конституции РФ устанавливает Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», которым определен порядок организации и проведения публичных мероприятий. Вопросы реализации на территории Республики Саха (Якутия) отдельных положений названного Федерального закона урегулированы Законом Республики Саха (Якутия) от 15.03.2013 1180-З N 1255-IV (ред. от 14.03.2016) и подзаконными нормативными правовыми актами
Каков порядок организации публичного мероприятия?
Права и обязанности организатора публичного мероприятия определены ст. 5, а права его участников ст.6 вышеназванного Федерального закона.
В силу закона в качестве такового может выступать гражданин Российской Федерации или группа граждан, достигшие определённого возраста (демонстраций, шествий и пикетирований — 18 лет, митингов и собраний — 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения.
Есть ряд ограничений для организаторов. Ими, в частности, не могут быть: лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления против основ конституционного строя, безопасности государства, общества и общественного порядка; лица, привлекавшиеся 2 и более раза за определённые административные правонарушения, в т.ч. за нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий; общественные объединения, деятельность которых приостановления или запрещена.
Согласно требованиям ст. 5 Федерального закона, организатор публичного мероприятия в числе прочего обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 закона, не позднее, чем за 10 дней до проведения мероприятия. Для пикетирования группой лиц либо одним участником, но с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, такой срок сокращён до 3 дней до проведения пикета. Для одиночного пикета без использования конструкций предварительное уведомление не требуется.
Уведомление должно содержать ряд обязательных требований, предусмотренных законом.
В зависимости от места проведения, уведомление подаётся в администрацию муниципального образования либо в уполномоченный республиканский орган — если мероприятие планируется на территории, непосредственно прилегающей к зданиям органов государственной власти республики либо в местах историко-архитектурного, административного центра г. Якутска. Таким уполномоченным органом является Министерство по развитию институтов гражданского общества.
Если уведомление не было подано в срок, если в проведении публичного мероприятия было отказано, либо если с органами власти не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия организатор не вправе проводить публичное мероприятие.
Где организаторы публичных мероприятий вправе их проводить?
В соответствии с п. 1.1 ст. 8 Федерального закона приказом Госкомюстиции РС(Я) от 16.04.2013 N 066-П (ред. от 03.03.2014) в Республике Саха (Якутия) определены единые специально отведённые или приспособленные места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Согласно п. 2.1 ст. 8 Федерального закона после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специально отведённых мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведённых мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Вправе ли органы власти отказать в проведении публичного мероприятия?
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона:
— если уведомление о его проведении подано лицом, которое по закону не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо
— если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с законом проведение публичного мероприятия запрещается.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона проведение публичного мероприятия запрещается: на территориях, непосредственно прилегающих к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; на путепроводах, железнодорожных магистралях и полосах отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; на территориях, непосредственно ,прилегающих к зданиям судов, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы и т.д.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.03.2013 1180-З N 1255-IV (ред. от 14.03.2016) «О реализации на территории Республики Саха (Якутия) отдельных положений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» дополнительно к местам, установленным Федеральным законом проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий запрещается в следующих местах: здания, в которых размещены музеи, библиотеки, культовые, торговые, развлекательные учреждения, располагаются медицинские, образовательные организации, организации социального обслуживания; детские и спортивные площадки; спортивные комплексы и сооружения во время проведения в них культурных, спортивных, развлекательных и иных мероприятий; объекты жизнеобеспечения; остановки маршрутных транспортных средств; территории, непосредственно прилегающие к указанным выше объектам, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства.
Согласно пдп. 2 п. 1 ст. 12 Федерального закона органы власти вправе довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трёх дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения — в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона.
Что делать, если организаторы не согласны с отказом органов власти в проведении публичного мероприятия, считают его незаконным?
В случае несогласия с действиями органов власти они могут быть обжалованы в установленном порядке в суд в течении 10 дней со дня, когда стало известно о нарушении прав. Такие административные дела рассматриваются судом в течение 10 дней со дня поступления заявления, но не позднее дня, предшествующего дню проведения публичного мероприятия, а возбужденные в день проведения мероприятия, рассматриваются в этот же день. Если последний день срока рассмотрения административного дела приходится на выходной или нерабочий праздничный день, такие дела рассматриваются и в выходной и нерабочий праздничный день, если не могли быть рассмотрены ранее.
Какую ответственность несут организаторы и участники публичных мероприятий за проведение незаконных мероприятий?
За нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, в т.ч. за его организацию без подачи уведомления, за участие в таком незаконном мероприятии (ст. 20.2) или организацию массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка (ст. 20.2.2), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность, которая в зависимости от квалифицирующих признаков влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере до 30 тысяч рублей или обязательные работы на срок до 50 часов или административный арест на срок до 10 суток; на должностных лиц – штраф до 40 тысяч рублей, на юридических лиц — до 200 тысяч рублей.
Названная статья также предусматривает более жёсткие санкции в случае, если правонарушение повлекло создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения) (ч.3), либо вред здоровью человека или имуществу (ч.4) и т.д.
За неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия (ст. 212.1), организацию массовых беспорядков, оказанием вооружённого сопротивления представителю власти либо за подготовку к ним или участие в них, а также за призывы к участию в них (ст. 212) Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность граждан. Максимальные санкции за совершение указанных преступлений установлены соответственно до 5 и до 15 лет лишения свободы.
Прокуратура г. Удачный
Я. Н. Луганская
Добавить комментарий