Профилактика межнациональных и межэтнических конфликтов

Россия — многонациональное государство

Россия относится к числу многонациональных государств: на ее территории проживает более 180 народов.
Самый многочисленный народ в России — русские: их численность составляет более 111 млн человек (около 78 % от всего населения). Второй по численности народ Российской Федерации — татары: их численность 5,3 млн человек (или 3,7 %) от общей численности населения). На третьем месте находятся украинцы: около 2 млн человек (что составляет приблизительно 1,4 % от всего населения).

Многонациональный состав населения России диктует необходимость продуманной национальной политики, направленной на урегулирование межэтнических отношений: национальное строительство, борьбу с крайними проявлениями национализма, разрешение межэтнических конфликтов мирным путем, развитие культурной самобытности народов при сохранении целостности государства.

Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции РФ и нормах международного права.

Концепция национальной политики Российской Федерации

Государственная национальная политика в Российской Федерации определяется Конституцией РФ, а также «Концепцией национальной политики Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5.06.1996 года № 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации».

В 1997 и 2000 годах Указами Президента РФ Концепция национальной политики Российской Федерации была уточнена новыми Указами.  В последующие годы вышел еще ряд документов, определяющих деятельность государства в области национальной политики, межнациональных отношений и национальной безопасности России (см. Примечания).

Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» определена стратегия безопасности государства на ближайшие годы.

Основные принципы государственной национальной политики в России:
— равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
— запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
— сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;
— равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
— гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
— право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;
— содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;
— своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;
— запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
— защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.

________________________________________________________________________

Из покон веков Россия была и есть многонациональной, многокультурной, многоязычной державой. По данным переписи 2010 года на территории РФ проживают свыше 180 национальностей, самый многочисленный народ – русские, второй по численности этнос – татары, на третьем месте – украинцы.

Национальность  Численность        Доля в населении России

Русские      111 016 896 77,71 %

Татары       5 310 649    3,72 %

Украинцы  1 927 988    1,35 %

Башкиры   1 584 554    1,11 %

Чуваши      1 435 872    1,01 %

Чеченцы     1 431 360    1,00 %

Армяне      1 182 388    0,83 %

Аварцы      912 090      0,64 %

Мордва      744 237      0,52 %

Другие народы    11 681 073  12,11 %

Многонациональный состав населения России диктует необходимость продуманной национальной политики, направленной на урегулирование межэтнических отношений: национальное строительство, борьбу с крайними проявлениями национализма, разрешение межэтнических конфликтов мирным путем, развитие культурной самобытности народов при сохранении целостности государства.

Межнациональные конфликты необходимо решать. Нельзя позволить, чтобы     на мировом плацдарме национальный вопрос являлся Ахилесовой пятой.  Мы сами не раз видели и знаем из учебной программы по истории, что воины, когда-либо, начавшиеся на фоне национального вопроса, являлись самыми ожесточенными и кровопролитными.

Между тем, само содержание и характер межнациональных отношений начиная с 90-х гг. XX в. по настоящее время определяют факторы, связанные с реформированием российского общества, сложностями его перехода к рыночной экономике, неудовлетворенностью социально-профессиональных и национальных групп своим материальным положением, неверием населения в возможность его улучшения.

На этом фоне органы государственной власти проводят работу, направленную на поддержание в обществе межнационального согласия, с учетом интереса всех национальных групп населяющих Российскую Федерацию. Министерством регионального развития России совместно с комиссиями и комитетами Федерального Собрания Российской Федерации, заинтересованными министерствами и ведомствами организована и проводится работа с общественными, национальными и религиозными объединениями, с целью учета мнения представляемых ими групп населения в процессе выработки, правовых актов, управленческих решений. Так, при их непосредственном участии подготовлены предложения о мерах по борьбе с этническим и религиозным экстремизмом, предупреждению межнациональных конфликтов, сохранению культурного, материального и нематериального наследия народов России, совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере межнациональных отношений.

На уровне субъектов Российской Федерации, определены органы исполнительной власти, курирующие взаимодействие с национальными общественными и религиозными организациями, образованы совещательные консультативные органы при высших должностных лицах республик, краев и областей, объединяющие руководителей национальных общественных объединений и религиозных организаций, представителей научного сообщества. Деятельность этих органов связана с выработкой решений по проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений.

В регионах активизировалась работа с национально-культурными обществами (НКО), Обладая высокой мобильностью, инициативностью, осуществляя повседневные контакты с представителями своих диаспор, представители НКО могут выполнять роль своеобразной «обратной связи»: выявлять скрытые болевые точки и оперативно информировать правоохранительные органы и органы государственной власти о складывающихся негативных явлениях, что позволяет предупредить протестные, в том числе, силовые акции.    Главное в урегулировании межэтнических проблем не создание или реформирование «структур», а подбор кадров. Этническими и религиозными проблемами должны заниматься люди, профессионально подготовленные к серьёзной аналитической, правовой деятельности в этой области. Это должны быть специалисты, способные не только реагировать на происходящее, но и прогнозировать развитие событий.

Сегодня граждан серьезно волнуют, а скажем прямо – раздражают, многие издержки, связанные с массовой миграцией – как внешней, так и внутрироссийской.

У нас достаточно активно развивается внутренняя миграция, люди едут учиться, жить, работать в другие субъекты Федерации, в крупные города. Причем это полноправные граждане России. Вместе с тем тот, кто приезжает в регионы с другими культурными, историческими традициями, должен с уважением относиться к местным обычаям. К обычаям русского и всех других народов России.

Важно, чтобы мигранты могли нормально адаптироваться в обществе. Да, собственно, элементарным требованием к людям, желающим жить и работать в России, является их готовность освоить культуру и язык.

Основной канал воздействия на общественное сознание – СМИ. сегодня поле информационного воздействия не в малой степени занята теми специалистами, которые в погоне за сенсацией, еще более нагнетают обстановку. Общество должно уметь защищать себя.

И начать следует с фундаментальной единицы общества – с семьи. Воспитание в семье ничем не заменить. Ребенок на начальной  стадии социализации подражает поведению взрослых, а взрослые должны ориентировать ребенка не на отдельные этноконфессиональные ценности, а на общечеловеческие. Молодежью должны заниматься родители и сама молодежь! К сожалению, сегодня, молодое поколение предоставлено само себе и зачастую не получает должного воспитания, от этого все проблемы.  Тоже самое касается и школ, где  обучаются дети разных национальностей. Здесь обязанность педагога оказать благотворное воздействие на процесс становления идентичности детей мигрантов таким образом, чтобы ребенок не думал каждую минуту о том, что он «другой» и не такой как все. Воспитывать терпимость и уважение к людям другой национальности нужно со школы.

От решения проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны.

Именно поэтому государству необходимо осуществить меры по нормализации межнациональных отношений, решению накопившихся в этой области проблем на основе принципов дружбы и сотрудничества народов. И в тоже время многое зависит от каждого человека. Никто не должен мириться с националистическими проявлениями, с искусственным противопоставлением наций. Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к какой бы нации он не относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом.

“Мы веками жили вместе. Вместе победили в самой страшной войне. И будем вместе жить и дальше.

Россия и может оставаться великим государством, если каждый народ и каждый, даже небольшой этнос, будет чувствовать себя в России, как в собственном доме.

Равенство наций и народов неразрывно связано равенством людей, независимо от их национальности. Это – высший принцип гуманизма цивилизации.

Надо помнить, что воспитывать гуманность нужно с самого детства, ведь  все мы люди, не зависимо от вероисповедания, цвета глаз и кожи .

СКАЧАТЬ Памятка по профилактике межнациональных и межэтнических конфликтов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Запросов: 110 | 0,341 сек
Память: 9.71MB
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика